Путь встречь солнцу

-1910Великий путь «встречь солнцу» стал для русских людей долгой, трудной и очень длинной дорогой, полным драматических событий и великих открытий, закончившийся только на Аляске, Гавайях и  Калифорнии.

Если о Великих географических открытиях слышал каждый школьник, то об открытиях русских первопроходцев известно не очень многое. Но без их подвига был бы невозможным открытие и освоение огромных территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока. Не все звенья этой цепочки доподлинно известны, многое в настоящее время утеряно, забыто и погибло навсегда. Путь «встречь солнцу» и был цепью тех маршрутов, из которых складывалось освоение земель, лежащих по пути на Восток. В этой статье речь и пойдет об одном из таких маршрутов «встречь солнцу» о практически неизвестном сейчас и забытом городе.

В «Повести временных лет» упоминается о загадочном народе печера, о котором известно очень немногое. В летописи о ней, в частности, в речи боярина Гюраты Роговича говорится: «. . . Послах отрок свой в Печеру, люди, иже суть дающие дань Новугороду. И пришедшю отроку моему к ним, и оттуда иде в Югру. Югра же людье есть язык нем, а соседят с Самоядью на полунощных странах».  К середине IX-X векам на Древней Руси возвышается Ладога и Ладожская земля, которые расширяют свои владения на северо-восток, взяв под дань приладожскую чудь, и далее, расширяя свое влияние на все более отдаленные территории — Онежья, Беломорья, и далее, вплоть до Урала. Дальнейшую экспансию продолжил и Великий Новгород.  Лаврентьевская летопись повествует о рассказе новгородского боярина игумену Сильвестру: «. . . Югра рекоша отроку моему — дивно мы находихом чюдо, его же не есмы слышали преже сих лет, се же третее лето поча быти: суть горы заидучи в луку моря, им же высота ако до небес, и в горах тех клич велик и говор, и секут гору хотяще высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде молвят, и есть не разумети языку их, но кажут на железо и помовають рукою, просяще железа; и аще кто даст им нож ли, секеру, и они скорою противу. Есть же путь до гор тех непроходим пропастьми, снегом и лесом, темже не доходим их всегда; есть же и поодаль на полунощии.» В рассказе реалистично повествуется о сложностях пути освоения земель первопроходцами и данщиками, затрудненным скалами, обрывами, снегами и лесом, высокими горами Урала; а также о ведении меновой торговли с местными аборигенами, обменивая «железо» (оружие, инструменты) на «скору» (пушнину и шкуры). Местное население, согласно летописи, очевидно, в основном жило в горных пещерах. Согласно археологическим данным, между XI и XIV веками в этом регионе произошла смена культур зверобоев и  бродячих охотников культурой кочевых оленеводов, что было связано с экспансией воинственных ненцев-самодийцев (предков современных ненцев). Во время путешествия по Архангельской губернии академик Лепехин И.И. сообщает, что «вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстием подобным зверем. В сих пещерах обретают печи и находят железные и глиняные домашних вещей обломки». Такие находки были найдены в дельте Печоры, в устье Индиги, на горе Сиирте-ся (Чудская гора). В ненецком фольклоре этот народ называется «сиирте». Иногда этот народ соотносят с «чудью белоглазой». Так оно или нет, но параллели между народом сиирте и печоры из русской летописи напрашиваются явно ввиду общности описания их уклада. Одновременно с проникновением ненцев-самодийцев, эти края весьма интенсивно осваивались и новгородцами, при этом не всегда это удавалось мирным путем. В частности, новгородские летописи повествуют: «в 1187 г. Печерский даньники и Югорьский в Печере. . .» были убиты. В 1193 г. была проведена целая военная операция «. . . идоша из Новгорода в Югру ратью с воеводой Ядреем, и придоша в Югру и взяша город, и придоша к другому городу и стояше под городом 5 недель«.  Остается загадкой — что за города были в тогдашней Югре, которые пришлось брать штурмом? В летописи не указано, как они назывались и где они находились. Некоторые сведения можно получить из карт того времени. В частности, на европейских картах XVI-XVII века в районе нижнего течения Печоры помимо Пустозерска часто указывался и другой город — Печора. Так, на карте А. Дженкинсона, выпущенной в 1562 г. можно рассмотреть город Печора, расположенный ниже по одноименной реке от Пустозерска.

20442
Карта А. Дженкинсона, 1562 г. Овалами на карте выделены город Пустозерск (Pustozera) и город Печора (Pechora)

Помимо карты Дженкинсона город Печора указывается и на картах других картографов на протяжении всех XVI-XVII веков. Даже на карте Меркатора, предложившего проекцию карт, названной позже его именем, было указано «. . .Печора город расположен в устье Печоры». Есть сведения, что про город Печора имелись данные и в древних поморских лоциях. Учитывая, что сведения всегда проверялись и перепроверялись картографами и исследователями, невозможно предположить, что город Печора был предметом некой географической ошибки. В недавнее время было обнаружено городище на реке Ортинка,  на мысу, образованное устьем реки примерно в 90 километрах от г. Нарьян-Мар. Размеры города были невелики — примерно 60 на 60 м., но он был хорошо укреплен — с западной и восточной стороны оно было окружено рвом и валом, а с южной — двойной системой рвов и валов. Внутри вала располагался стоячий тын, укрепленный с южной стороны башнями.

original
Так в настоящее время выглядит Ортинский полуостров, где расположено городище города Печора.

0025

Городище Печоры с высоты птичьего полета. На снимке хорошо просматриваются валы острога и рвы. Квадраты на территории городища — археологические раскопы.

 На городище найдены железные ножи, наконечники стрел, серебряные украшения, которые идентифицируют город VI-X веками, что примерно и соответствует экспансии ладожских и новгородских  данщиков. Поэтому с высокой вероятностью это городище и было тем самым легендарным городом Печора и одним из племенных центров сиирте или печеры. Можно предположить, что уже к X веку в тем краях существовала достаточно высокоразвитая цивилизация, перешедшая от кочевого образа жизни к постоянным городам, родственная северным племенам. Поэтому, возможно, что печера — это и есть та самая «чудь белоглазая», никуда не исчезнувшая, а просто растворившаяся в русском этносе. Таким образом, легендарный город Печора может быть своеобразным северным Аркаимом на долгом пути северного маршрута расселения племен. Впрочем, в этом районе остаются неразгаданными рад других загадок. В частности, не найден до сих пор город Усташа. В разрядных книгах в 1499 г. есть запись о том, что русские войска «. . . пришли в Печору реку до Усташе града <. . .> тут остановились и город зарубили». Неизвестно, что за это был «град» и зачем понадобилось «зарубать» новый город рядом. Ответа на эти вопросы пока нет. Но вполне возможно, ответы на эти вопросы будут получены в новых экспедициях по обследованию памятников, найденных в низовьях Печоры. Сведения о новых открытиях и находках мы расскажем в следующих статьях.

Leave a Comment